Эксплуатация автомобилей с неисправной тормозной системой запрещена – так записано в правилах дорожного движения. Увы, существуют такие водители, которых от поездок остановит разве что отсутствие руля или педалей. Их (а точнее их машины) легко вычислить: в кюветах и в столбах. И хорошо, если неисправные тормоза принесли только материальные потери. Хуже, если результатом пренебрежения стала жизнь или здоровье пассажиров или других участников дорожного движения (свой путь каждый выбирает сам).
Многие опытные водители считают, что тех, кто ездит без тормозов (не только в переносном, но и в прямом смысле) нужно лишать прав на всю жизнь. Сложно не согласиться. Право на вождение – это в первую очередь ответственность, часть которой – в своевременном проведении диагностики, ремонте или замене ключевых, влияющих на безопасность, узлов.
Основной элемент тормозной системы – тормозные колодки (ТК). Именно они обеспечивают контакт с вращающимися вместе с колесами дисками (барабанами). За счет трения механическая энергия превращается в тепловую, а автомобиль замедляется вплоть до полной остановки. Изношенные колодки делают торможение неэффективным или вообще невозможным. Именно поэтому их своевременная замена – одна из тех регламентных работ, которыми нельзя пренебрегать.
Тормозные колодки работают в экстремальных условиях: при существенных механических и тепловых нагрузках. И поэтому со временем изнашиваются. В руководстве к каждому автомобилю указан плановый срок замены данных деталей. Он определяется на основе расчетов и моделирования различных ситуаций для конкретной марки и является ориентиром. Превышать указанный срок категорически не рекомендуется.
Иногда детали приходится менять чаще. Причина тому – низкое качество ТК или чрезмерно «агрессивные» условия эксплуатации. Среди наиболее частых причин преждевременного износа ТК называют:
Незамедлительная проверка ТК требуется, если:
Опытные автомобилисты рекомендуют не доводить авто до критического состояния, а проводить периодическую диагностику тормозной системы. Самый простой способ – в начале поездки проверять эффективность тормозов на небольших скоростях. Примерно один раз в десять тысяч километров проводится тщательный осмотр состояния всей тормозной системы.
Согласно принятым нормам среднестатистическая периодичность замены ТК зависит от типа коробки передач: на механике – каждые 30-50 тысяч километров, на «автомате» - каждые 25 тысяч километров. При этом в случае постоянной езды по плохим дорогам осмотры рекомендуется проводить чаще.
Тормозная система конструктивно выполнена таким образом, что ТК на передних колесах изнашиваются в 2-3 раза чаще, чем на задних. Чтобы не допустить неравномерного торможения (чреватого заносом машины в сторону) ТК нужно обязательно менять парами: на обоих передних или задних колесах.
Большинство новых автомобилей оснащено полуметаллическими тормозными колодками, которые считаются достаточными для поездок в городском цикле. Для более интенсивных нагрузок, с большим числом торможений или длительной нагрузкой на тормоза (например, при затяжных спусках) рекомендуют выбирать металлические тормозные колодки. Дорогостоящее, но универсальное современное решение - керамические детали.
Как и в случае с любыми другими запчастями, лучшее решение – покупать оригинальные изделия, от поставщиков на сборочные конвейеры. При желании сэкономить средства можно обратить внимание на аналоги. Главное правило – не гнаться за дешевизной. За приятной ценой часто кроется низкое качество, которое может привести к беде на дороге. У специалистов или на форумах легко узнать лучших производителей ТК для конкретной марки и модели авто.
Во избежание приобретения подделок стоит осуществлять покупки только в надежных торговых точках. При этом нужно обязательно производить осмотр товара:
Более подробно о правилах выбора тормозных колодок читайте в предыдущей статье.
Подготовительные работы к замене ТК сводятся к обеспечению стандартных требований безопасности. Автомобиль должен быть надежно зафиксирован с помощью упоров. Далее нужно:
По окончании установки пары тормозных колодок нужно проверить герметичность тормозного контура нажатием на педаль тормоза. Это действие также поможет колодкам занять рабочее положение.
Отличие работы с задними тормозными колодками в том, что к ним подведен трос стояночного тормоза. Для правильной замены требуется:
Несмотря на кажущуюся простоту, замена ТК – ответственная операция. Если нет уверенности в ее правильном выполнении, лучше доверить работу профессионалам.